ТЕСТ
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В
основе трансактного анализа лежит философское предположение о
том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет
сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее
нести ответственность. Трансакция это действие (акция) ,
направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция
Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания
психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека,
которые обусловливают характер общения между людьми:
родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на
заботливое родительское состояние Я, критическое родительское
состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм,
позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных
ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы
поведения, освобождая сознание от загруженности простыми,
обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с
большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита
времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение
возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и
перерабатывает логическую составляющую информации, принимает
решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их
реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует
адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных,
требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим,
необходимость осознания последствий и ответственного принятия
решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному
принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из
детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не
свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает"
за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение
приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени
для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того,
Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует
достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен
преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого
человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные
реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся
детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый,
виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры,
педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа,
случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.;
с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца
публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,
однако при условии плохого воспитания личность может
деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять
другие, что обусловливает нарушение общения и переживается
человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я |
Типичные способы поведения, высказывания |
Родитель |
Заботливый родитель |
Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы
все тебе поможем" |
Критический родитель |
Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?"
"У каждого на столе должен быть график!" |
Взрослый |
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает
решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту
проблему мы решим в группе" |
Ребенок |
Спонтанный ребенок |
Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это
дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это
сделали просто замечательно!" |
Приспосабливающийся ребенок |
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам,
уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут
неприятности" |
Бунтующий ребенок |
Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не
буду!" "Вы этого сделат не сможете" |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и
вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии,
нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо
с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно
контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться
именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние
или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях,
когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения
трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были
гармонично представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении,
можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные
высказывания в баллах от 0 до 10).
¹ |
Высказывание |
Личная оценка высказывания |
1 |
Мне порой не хватает выдержки |
3 |
2 |
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
|
8 |
3 |
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную
жизнь своих детей |
3 |
4 |
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
|
2 |
5 |
Меня провести нелегко |
5 |
6 |
Мне бы понравилось быть воспитателем |
2 |
7 |
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
|
3 |
8 |
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
|
6 |
9 |
Каждый должен выполнять свой долг |
8 |
10 |
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется |
4 |
11 |
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия
|
9 |
12 |
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует
жить |
8 |
13 |
Я, как и многие люди, бываю обидчив |
6 |
14 |
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
|
6 |
15 |
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
|
8 |
16 |
Я – увлекающийся человек |
4 |
17 |
Мой основной критерий оценки человека – объективность
|
7 |
18 |
Мои взгляды непоколебимы |
6 |
19 |
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу
уступать |
0 |
20 |
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
|
9 |
21 |
Люди должны соблюдать все правила независимо от
обстоятельств |
1 |
Обработка результатов
Я-состояние |
Суммируемые строки |
Сумма баллов |
Д |
"Дитя" |
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 |
22 |
В |
"Взрослый" |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 |
50 |
Р |
"Родитель" |
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 |
48 |
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса,
получаем формулу ВРД. |
|