ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ
ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ
Опросник предназначен для дифференцированной оценки двух
связанных, но противоположно направленных монтивационных
тенденций: стремление к успеху и боязни неуданчи. Как и в
предыдущем случае, определенные сочетания этих мотивационных
тенденций у человека по их силе создают опреденленный тип
личности и предопределяют разное поведение.
Перед началом исследования по данному опроснику испытуемый
получает инструкцию следующего содержания:
лПеред вами Ч ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и
действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добитьнся
успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника,
выразите степень своего согласия или несогласия с ним,
воспользовавшись следующей шкалой:
+3 Ч полностью согласен
+2 Ч согласен
+1 Ч скорее согласен, чем не согласен
0 Ч трудно сказать, и да, и нет
-1 Ч скорее не согласен, чем согласен
-2 Ч не согласен
-3 Ч полностью не согласен.
Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с
соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым
номером суждения╗.
Замечание.
В методике имеется два варианта опросника, мужснкой (форма А) и
женский (форма Б). Они предлаганются испытуемому в соответствии
с его полом.
Форма А
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасанюсь
получить плохую.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое зандание,
то предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним
в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что
смогу их решить, чем за легкие, которые наверняка решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напрянжения и
в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны
неудачи.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все
усилия, чтобы с ним справиться, чем перешел бы к тому, что у
меня хорошо получается.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко
опнределены и средняя зарплата, работе с зарплатой выше средней,
в которой я должен сам определять, что и как делать.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литерантуры, чем
художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, в котором вероятнность
неудачи равна 50%, достаточно важному делу, в котором
вероятность успеха составляет почти 100%.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные больншинству
людей, чем редкие игры, которые требуют повышеннонго мастерства
и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше,
даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в
пронстую развлекательную игру, чем в трудную, требующую
напрянжения и сложных размышлений.
12. Я предпочитаю участвовать в соревнованиях, где я могу
оказаться сильнее других, чем в таких, где участники примерно
равны по силе.
13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой
скорее для развития своих умений, чем для отдыха и разнвлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю
нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его так,
как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу,
в которой начальная зарплата будет умеренной и постонянной, чем
работу, в которой начальная зарплата будет небольншой, но есть
шанс, благодаря своим усилиям, в скором времени сделать ее
достаточно высокой.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на
один.
17. Я предпочитаю работать, не щадя себя, до тех пор, пока
полностью не буду удовлетворен полученным результатом, чем
стараться закончить дело побыстрее и как-нибудь.
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по
пройнденному материалу, вопросам, требующим для ответа глубокого
размышления и выражения собственной оригинальной точки зрения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая
вероятность неудачи, но вместе с тем есть и возможность добиться
большого успеха, чем такое, где вероятность неудачи сведена к
минимуму, но и успеха не добьешься.
20. После удачного ответа на экзамене я скорее с облегченинем
вздохну лпронесло╗, чем порадуюсь полученной высокой оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершеннных дел,
то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспонкоюсь о
том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем о том, как
правильно его решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо
за помощью, чем сам стану искать выход из сложившегося положения.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и
энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я
скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное
участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не
справлюсь с ним, чем надеюсь на то, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда,
когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое зандание,
чем знакомое, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкнретно
указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной
задачу ставят лишь в самых общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим
удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем
перешел бы к более трудной.
31. Когда нужно соревноваться, то у меня скорее возникнет
интерес и азарт, чем беспокойство и тревога.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем
пытаюсь их реально осуществить.
Форма Б
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасанюсь
получить плохую.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена в том,
что смогу их решить, чем за легкие, которые почти навернянка
решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напрянжения и
в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котонром
возможны неудачи.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все
усилия, чтобы с ним справиться, чем перешла бы к тому, что у
меня хорошо получается.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко
опнределены и зарплата выше средней, работе со средней
зарплантой, где я сама должна решать, что и как делать.
6. Более сильные переживания у меня вызывает страх ненудачи, чем
ожидание успеха.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литерантуре
развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное дело, где вероятность неудачи равнна
50%, достаточно важному, но не трудному делу.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные больншинству
людей, чем редкие игры, которые известны немногим и требуют
большого мастерства.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше,
даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегченнием
вздохну лпронесло╗, чем порадуюсь полученной высокой оценке.
12. Если бы я собралась играть в карты, то скорее сыграла бы в
развлекательную игру, чем в серьезную, требующую размышнления.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других,
сонревнованиям с участниками, приблизительно равными по силе.
14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энернгичной,
чем теряю всякое желание продолжить дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем радуют успехи.
16. В новых ситуациях у меня скорее возникает волнение и
беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь изготовить новое интересное блюдо, хотя
оно может и не получиться, чем стану готовить привычное кушанье,
которое у меня обычно выходит хорошо.
18. Я скорее займусь чем-нибудь приятным и необременинтельным,
чем стану выполнять что-то стоящее, но не очень увленкательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела,
чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то испольнзую
время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем
поработать.
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы
решили устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать
ее, чем сделала бы это кто-то другая.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к
кому-нибудь за помощью, чем стану сама искать выход из
сложившейнся ситуации.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают иннтерес
и азарт, чем беспокойство и тревога.
24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не
справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я лучше работаю под чьим-либо руководством, чем тогда, когда
несу за работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое зандание,
чем знакомое и такое, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-нибудь задачу, то с больншим
удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную, чем перешла
бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной
ставят задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне
конкнретно указывают, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще
теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и
пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем
пытаюсь их реально осуществить.
Оценка результатов
Ключ к мужской форме опросника (А): +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7,
+8,-9,+10,-11,-12,+13,+14, -15, -16, +17, -18, +19, -20,
+21,-22,-23,+24,-25,-26,-27,+28,-29,-30, +31, -32.
Ключ к женской форме опросника (Б): +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7,
+8, -9, +10,-11,-12,-13,+14,-15,-16, +17,-18,+19,-20,
+21,-22,+23,-24,-25,+26,-27, +28, -29,-30.
В соответствии с представленными выше ключами оценки, данные
испытуемыми по каждому из суждений опросника, пенреводятся в
баллы следующим образом. Если в ключе данное суждение помечено
знаком л+╗, то оценки (в числителе) перенводятся в баллы (в
знаменателе) так:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 2 3 4 5 6 7
Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком Х╗, то
пользуются следующим соотношением:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
7 6 5 4 3 2 1
Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему
опроснику, и на ее основе определяют, какая мотиванция
доминирует у испытуемого.
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то
деланют вывод о том, что в мотивации достижения успехов у
данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то
денлают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
И, наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до
75, то никакого определенного вывода о доминировании друг
над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач
сделать нельзя. |